Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:15 

Крылом к крылу

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Под тегом исторические хроники я поделюсь с вами некоторыми из своих статей и интервью. Критиковать можно и нужно, обсуждать тоже. Все тексты публиковались в саратовском еженедельнике "Время". Начнем с рубрики "Оружие победы" и истории полка Нормандия-Неман.







Крылом к крылу



Ирина ПАФФЕНГОЛЬЦ

Французы, воевавшие в Советском Союзе, стали легендой



В России, наверное, нет такого человека, сердце которого не екнет при звучании всего лишь двух слов — «Нормандия-Неман», именно в этом сочетании. А все потому, что в горячем пожаре войны такое наименование носил знаменитый французский истребительный полк. В рамках рубрики «Оружие Победы» наше издание раскрывает саратовский след в истории французского полка.

Из Африки в Иваново



В те дни французская армия почти перестала существовать как боевая единица, запертая на базах в жаркой Африке. Летчикам даже не давали подниматься в воздух. По их мнению, это было сродни капитуляции, и нашлись смельчаки, откликнувшиеся на призыв к оружию, прозвучавший от генерала де Голля. В марте 1942 года национальный комитет «Свободная Франция», возглавляемый Шарлем де Голлем, обратился к представителям Правительства СССР с предложением направить в Советский Союз группу французских летчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против Германии. На ливийской авиабазе Раяк собираются добровольцы, объединенные в «истребительную группу N 3» (groupe de chasse № 3 «Normandie» (GC №3 Normandie), две других сражались в составе Королевских ВВС Великобритании.

По просьбе личного состава 16 сентября новой эскадрилье присваивается название «Нормандия» как наиболее пострадавшей от немецкой оккупации провинции Франции, и утверждается эмблема — щит красного цвета с двумя золотистыми львами и двумя золотыми стрелами-молниями. Стрел на гербе провинции нет. Это добавление определяло задачу пилотам: молниеносно уничтожать фашистов всегда и везде, где только они встретятся. Позже появится одна белая стрела, она перекочует с фюзеляжей самолетов 303-й истребительной дивизии.

О том, как французы добирались до морозной России, можно писать настоящие приключенческие романы, но 25 ноября 1942-го группа в составе 14 летчиков, 58 авиамехаников отправилась через Ирак, Тегеран, Баку и Сталинград на запасную авиабазу в город Иваново, где происходит окончательное формирование эскадрильи и овладение новой боевой техникой. В Иваново французы прибыли 29 ноября 1942 года. Из жаркой африканской зимы они вступили в лютые морозы зимней России, провалившись в сугробы в своих легких ботиночках. Наверное, поэтому советское командование первым делом выдало им теплое обмундирование.

4 декабря 1942 года эскадрилья «Нормандия» была включена в состав ВВС СССР. Она вошла в состав 1-й воздушной армии Западного фронта в оперативном подчинении 303-й истребительной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза генерал-майор авиации Георгий Захаров. Эскадрилья «Нормандия» являлась французским национальным формированием: летчики носили темно-синюю униформу французских ВВС и знаки различия, командование эскадрильи было французским, команды на земле и в воздухе отдавались на французском языке.

Из представленных на выбор в том числе и не советских самолетов французы выбирают Як-1. Жан-Луи Тюлян, Марсель Альбер, Дидье Беген, Ив Бизьен, Раймон Дервиль, Альбер Дюран, Ноэль Кастелен, Альбер Литтольф, Марсель Лефевр, Ив Майе, Альбер Прециози, Андрэ Познански, Ролан де ля Пуап, Жозеф Рисо и Мишель Шик (летчик связи) — имена первых пилотов эскадрильи, называвших себя «раяками», большинству из которых так и не удалось живыми вернуться на Родину. Семью одного из летчиков расстреляли в оккупированной Франции как родственников партизана. Они прекрасно знали, на что шли, поскольку, ступив на советскую землю, подписали себе смертный приговор. Немецкое командование объявило их партизанами и требовало соответствующего отношения.

Очень красноречиво эта ситуация показана в фильме «Нормандия-Неман», когда офицер СС требует расстрелять тяжело раненного француза, смерть летчика не позволяет этому случиться.

Огонь войны

Они прошли «путем Наполеона, когда он бежал из России», как сказал один из летчиков в знаменитом фильме «Нормандия-Неман». Никто не делал французам поблажек. Наравне со всеми они летали на боевые задания, вели воздушные бои, штурмовали аэродромы противника. В своем активе летчики «Нормандии» имеют Курскую битву, форсирование Немана, освобождение Восточной Пруссии.

Всего за годы войны летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 879 воздушных боев, сбито 273 самолета противника и еще 36 неподтвержденных побед, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машины, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера. В полку служили 96 летчиков, 46 из них погибли.

«Ох, эти французы! Дисциплинка у них, видно, не на высоте, но это не помешает им очень скоро иметь в своих рядах Героев Советского Союза», — заметил после тридцатой победы «Нормандии» генерал Захаров. В составе полка было четыре Героя Советского Союза: старший лейтенант маркиз Ролан Полз д’Ивуа де ла Пуап, старший лейтенант Марсель Альбер, младший лейтенант Жак Андрэ и посмертно командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр.

Полк отмечен советскими орденами Красного Знамени и Александра Невского, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией», французскими наградами — орденом Почетного Легиона, Крестом освобождения, Военной медалью, Военным крестом с шестью пальмовыми ветвями.

С 5 апреля 1943 года эскадрилья стала принимать участие в боевых действиях в составе 204-й дивизии бомбардировочной авиации. Эскадрилья прикрывала бомбовозы во время полетов к базам немецкого тыла. В тот же день старший лейтенант Прециози и лейтенант Дюран уничтожили по одному Fw190 (фокке-вульф). А 13 апреля стало воистину трагическим днем, когда эскадрилья прикрывала бомбардировщики, работавшие под Спас-Деменском: были сбиты Дервиль, Познански и Бизьен. После этого командование 1-й ВА передает эскадрилью «Нормандия» в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии, и она передислоцируется на полевой аэродром Васильевское. В мае французам временно запретили перелетать линию фронта из-за того, что коллаборационистское правительство Виши заочно приговорило летчиков «Нормандии» к смертной казни, и не исключалось, что немцы в случае пленения француза могли выдать его «соотечественникам».

К концу мая эскадрилья провела уже 15 воздушных боев, сбила 9 вражеских самолетов, потеряв 5 своих летчиков, а эскадрилья перебазировалась на аэродром Козельск. А еще через несколько дней — 2 июня — на аэродром Хатенки, откуда действовала до конца августа сорок третьего года. В начале июня прибыло новое пополнение: летчики Пуйяд, Леон, де Форж, де Тедеско, Барье, Вермей, Матисс, Бернавон.

Пьер Пуйяд вспоминает: «Мы стояли в Хатенках, 20 машин на пятнадцать летчиков. 10 июля в десять часов вечера началась сильная артиллерийская канонада на нашем фронте. Она длилась ночь, день и еще ночь. Бомбардировщики летали без конца. Небо было освещено ракетами. В нашей избе стены ходили ходуном. 12 июля мы поднялись в воздух, сопровождая 28 бомбардировщиков Пе-2. Все время продолжался сильный артобстрел. Дым и пыль закрыли немецкие траншеи, озаряемые вспышками разрывов. Там творился кромешный ад. После налета штурмовиков и бомбардировщиков канонада смолкла, и пошла пехота. До 20 июля мы летали беспрерывно вместе с 18-м гвардейским полком. 12 июля немцев в воздухе почти не было. 13-го мы сбили два «Мессершмита–110». В последующие четыре дня — еще семнадцать самолетов. В основном, истребителей, которых перехватывали, когда они прорывались к нашим Пе-2. Беген был ранен в бедро. Де Тедеско пропал без вести. Литтольф, Кастелен, Бернавон погибли 16-го. 17 июля не вернулись Тюлян и Вермей. 18 июля я принял командование группой. Оставалось девять летчиков: Прециози, Риссо, Альбер, Дюран, Матисс, Бон, де Форж, Леон и я. Де ля Пуап находился на излечении: у него лопнула барабанная перепонка. Лефевр был болен. Каждый засыпал рядом с пустой койкой...» Командир «Нормандии» Жан-Луи Тюлян до сих пор считается пропавшим без вести.

Из-за больших потерь в конце июля «Нормандию» временно вывели из боев, дали летчикам отдохнуть и восстановить психологическую устойчивость. За июль и август в эскадрилью несколькими группами прибыло новое пополнение пилотов, в результате чего общая их численность втрое превысила штатную. Вскоре по согласованию с французской миссией эскадрилья переформирована в 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия» 32-самолетного состава, немного позднее переведенный на 40-самолетный штат. Параллельно с реорганизацией прошло переучивание пилотов на истребители Як–9. В августе офицеры «Нормандии» получили первые советские боевые награды: Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени, Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

Именно после Курской битвы французские механики покинули Россию. Причиной послужили слова командира эскадрильи «Нормандия» Жана-Луи Тюляна, который удивился тому, что его самолет, который обслуживался советскими механиками, всегда был готов к вылету, а машины других летчиков — нет. После битвы за Орел французы вернулись домой, а «няньками» для самолетов «Нормандии» стали советские специалисты. «Меньше чем за одну ночь, при сильном ветре и температуре –30, не имея возможности работать в перчатках, три русских механика произвели замену мотора в 1200 лошадиных сил. Я хотел бы достигнуть величия этих людей», — описывает случай в Пруссии лейтенант Франсуа де Жоффр.

Дружба между летчиками и механиками была очень крепкой, это даже не дружба, а боевое братство. Хорошо отраженный в фильме «Нормандия-Неман» момент в истории полка лишний раз подтверждал это. При перебазировании после Орловско-Курской дуги капитан Морис де Сейн совершил беспримерный, поистине героический поступок. В аварийной ситуации он отказался покинуть самолет и воспользоваться парашютом для своего спасения, так как на борту самолета находился его механик сержант Владимир Белозуб, у которого не было парашюта. Приказ о том, чтобы де Сейну покинуть терпящий бедствие самолет, поступал от советского и от французского командования, но летчик отказался. Ослепленный Морис де Сейн трижды пытался посадить самолет по указаниям с земли, но ему это так и не удалось. Они с Белозубом погибли вместе и похоронены вместе. После войны Франция вывезла останки всех своих летчиков, павших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, но Морис де Сейн остался лежать в русской земле. Мать французского летчика Луиза де Сейн, узнав, как погиб Морис, сказала, что ее сын не мог поступить иначе. «Они служили вместе с Владимиром Белозубом, погибли вместе, теперь пусть лежат рядом в русской земле, которую защищали», — объяснила свой поступок мужественная женщина. Морис де Сейн был последним бароном де Сейн.

Саратовские "нормандцы"

Экс-руководитель расформированного в 90-е годы школьного военно-патриотического музея «Нормандии-Неман» Лидия Митрохина рассказала «Времени», что связь французского соединения и Саратова более крепкая. Это не только самолеты нашего авиазавода... Вторым комиссаром 18-го гвардейского истребительного полка, который всегда являлся побратимом «нормандцев» и летал крылом к крылу с ними, был наш земляк Константин Феофилактович Федоров. Первый комиссар — Андрей Степанович Данилов, уроженец Аткарска. Еще один выходец из Саратовской области житель Энгельса Михаил Васильевич Шаповаленко служил механиком, обслуживавшим самолеты «Нормандии».

Андрей Данилов очень интересный человек, он сбил два немецких самолета еще в половину четвертого утра 22 июня и вошел в самый первый приказ о награждении, подписанный Сталиным. А потом встречал французских летчиков, когда те прибыли в 303-ю истребительную дивизию.

Летали нормандцы на саратовских Яках, причем известен такой случай: им предложили на выбор американ¬ские, английские или советские самолеты, и летчики дружно выбрали Як-1. Они считали, что должны летать на самолетах конструкции Яковлева, потому что это более маневренные и легкие в управлении машины, чем любые другие.

«Чудесным утром 13 августа 1944 года полк, по-прежнему базирующийся на аэродроме в Алитусе, «отхватил» знаменитые истребители Як-3. Советские летчики-перегонщики, прилетевшие на них из Саратова, выстроили машины около КП. Личный состав полка устремился к ним! Всех охватило необычайное возбуждение. Я одним из первых подбегаю и начинаю поглаживать самолет, которому отныне будет вверена моя жизнь», — вспоминает лейтенант Франсуа де Жоффр.

Это оружие они увезли с собой. 20 июня 1945 года французский истребительный полк «Нормандия-Неман» покидал Советский Союз на своих овеянных славой боевых самолетах. Уважая французскую традицию, что воины должны возвращаться домой с оружием, с которым они одержали победу, советское Правительство решило подарить самолеты Як-9 французам. 40 самолетов под управлением героев войны вернулись в Париж.

Конец легенде

Первой черной датой в истории «Нормандии-Неман» стало 3 июля 2009 года, когда в ходе реформирования Вооруженных сил Франции истребительную группу «Нормандия-Неман» официально расформировали. Точнее — перевели в так называемый «спящий режим». Другими словами, истребительная группа 2/6 GC (1/6) в составе эскадрилий Руан, Гавр и Шербур была снята с боевого дежурства и частично переведена со 132-й авиабазы Кольмар/Майхенхайм на авиабазу Реймс/Шампань. Туда же отправлено и полковое знамя. Официально «Нормандия-Неман» расформирована до момента получения новой матчасти — истребителей Dassault Rafale, ранее летчики летали на Mirage F1 CT. Подразделение принимало участие в операции НАТО в Югославии в 1999 году.

11 ноября 2009 года в 11.00 по времени Хабаровска прекратил свое существование и знаменитый 18-й ГШАП «Нормандия-Неман» — русский кусочек того легендарного соединения. Именно в этот день и в этот час все попрощались с полковым знаменем, которое было отправлено на авиабазу «Воздвиженка». Туда же перебрались и штурмовики Су-25, на которых летали летчики «Нормандии-Неман». Печально, что 18-й гвардейский Витебский дважды краснознаменный ордена Суворова Второй степени, ордена Почетного Легиона Республики Франция штурмовой авиационный полк «Нормандия-Неман» пал жертвой армейских реформ. И решение Минобороны о присвоении наименования «Нормандия-Неман» авиабазе «Воздвиженка» выглядит как неудачная шутка. К сожалению, русские мальчишки уже не смогут, глядя в небо, сказать: «Вон «Нормандия-Неман» летит». Ибо база летать не может. База — это всего лишь объект, который не имеет славных традиций боевого, во всех смыслах этого слова, подразделения.


запись создана: 17.05.2010 в 13:23

@темы: исторические хроники

URL
Комментарии
2010-05-18 в 12:58 

Познавательная статья. Спасибо. Про Нормандию-Неман слышала очень мало. Твоя статья восполнила пробелы. Было интересно узнать, что среди французов есть Герои Советсткого Союза и награжденные советсткими орденами.
«Меньше чем за одну ночь, при сильном ветре и температуре –30, не имея возможности работать в перчатках, три русских механика произвели замену мотора в 1200 лошадиных сил. Я хотел бы достигнуть величия этих людей»,
Эта фраза очень взяла за душу. Всё-таки, какие ЛЮДИ у нас были, способные жертвовать собой.
Раньше я много читала книг о войне, когда училась. Самой любимой остается книга про летчиков "Романтика неба" Бориса Тихомолова, героя СССР. Там тоже описываются подвиги наших солдат и офицеров, бок о бок воевавших с иностранными военными.

2010-05-18 в 13:03 

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Sanik мы то всегда знали, что такие люди были. А тут признание от иностранца такое) Я сама с гордостью эти строки читала, когда писала статью. А про Героев меня всегда умиляет маркиз Герой Советского Союза. Звучит просто обалденно.
Я до сих пор без слез не могу читать даже свои строки про Мориса де Сейна. Интересно молодежь нынешняя способна на такое? Я себя спрашиваю, смогла бы я так, и если честно не знаю...

URL
2010-05-18 в 15:04 

Ох, тоже не знаю, смогла бы я так...Раньше люди были сплоченнее, идея у них была общая и любовь к своей стране. А уж те, кто защищал чужую страну, тот же маркиз де Сейн, они вообще величайшие ГЕРОИ.

2010-05-18 в 15:11 

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Sanik согласна. Нам на них равняться надо, а не на героев американских фильмов. Я тебе советую фильм посмотреть "Нормандия-Неман", там все это показано визуально. Совсем не веришь, что такие люди бывают...

URL
2010-05-18 в 16:00 

Спасибо за рекомендацию, посмотрю. )))

2010-05-18 в 16:02 

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Sanik надеюсь тебе понравится)))

URL
2010-05-18 в 16:30 

Я себе столько фильмов поотмечала, которые надо обязательно посмотреть, кстати, после флешмоба. Буду потихоньку выполнять свои обещания :) Про Великую Отечественную войну люблю фильмы, особенно советские.

2010-05-18 в 16:32 

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Sanik этот совместный с французами))

URL
2010-05-18 в 16:41 

он советско-французский или российско-французский?

2010-05-18 в 16:54 

Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
советско-французский 60 года

URL
2010-05-18 в 17:02 

ого! классика, посмотрю )))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Записки вредной кавалеристки

главная