Расформированы за ненадобностью?
В России негде готовить кадровых офицеров
В России негде готовить кадровых офицеров
Ирина Паффенгольц
В 2008 году Саратовскому высшему военному командно-инженерному училищу ракетных войск им. А.И. Лизюкова исполняется 90 лет. Казалось бы значительная и радостная дата, но в данном случае с печальным подтекстом. В 2003 году СВВКИУ РВ было расформировано, в связи с реформированием системы военного образования в России. «Время» обратило внимание на состояние подготовки офицерского состава, а также проследить тенденции его развития.
читать дальше Девяностые годы отметились не только бандитскими разборками, переходом от плановой экономики к рыночной, но и реформой военного образования России. В нашем городе первой ласточкой стало Саратовское высшее военное авиационное училище, которое готовило офицеров-вертолетчиков. Теперь на территории бывших казарм возвышается новый корпус медуниверситета, а в штабе располагается художественное училище. Наверное, художники стране нужнее военных вертолетчиков.
Кроме летного училища, расформированию в Саратовской области подверглось и уникальное в своем роде училище по подготовке ракетчиков. Теперь на его территории находится региональный центр подготовки сержантов. Конечно, это тоже нужное дело, но отдавать училище с мощной материально-технической базой под «учебку» по меньшей мере расточительно.
Кроме закрытия высших военных учреждений, появилась тенденция открытия большого количества кадетских корпусов и Суворовских училищ. Генерал-майор запаса Юрий Усынин видит в этом положительную сторону с точки зрения патриотического воспитания молодежи, особенно отмечает в этом роль возрожденного института кадетских корпусов. По его мнению, данный аспект воспитания подрастающего поколения был значительно упущен в начале девяностых.
Однако, такое количество военизированных средних школьных учреждений при значительно сокращающемся количестве высших военных учебных заведений может привести к дисбалансу. Когда мальчишки выбравшие военную стезю будут лишены шанса самореализоваться из-за нехватки учебных мест в училищах.
Юрий Усынин предполагает, что сокращение высших военных учебных заведений - это дань экономии, призванная снизить милитаризованность бюджета, уменьшить и оптимизировать расходы на оборону. В то же время можно предположить и другое. Острая нехватка кадровых офицеров может привести к кризису в армии, который повлечет за собой восстановление учебной системы и налаживание подготовки младшего командирского состава. Такое восстановление потребует гораздо больших затрат, нежели сохранение имеющейся материально-технической базы.
Можно найти и еще одну составляющую причин закрытия военных училищ. Долгое время шли разговоры о создании в России профессиональной армии. С этим также можно связать уменьшение числа военных училищ. «Профессиональная армия в России невозможна», - считает Юрий Усынин. Наше государство просто не сможет финансово обеспечить содержание «профессионалов». Существующие на данный момент вооруженные силы в России можно отнести к смешанному типу. То есть существует служба и на контрактной основе, и по призыву. Однако, по мнению Юрия Усынина, недостатком полностью профессиональной армии является, во-первых, ее малая численность, а у России на 1 км границ сейчас 5-7 пограничников, в то время как на Западе – в среднем, примерно 26 боевых единиц. Во-вторых, полностью отсутствуют резервы, которые готовятся из солдат-срочников и не предполагаются при контрактной основе.
Так кто решил, что России не нужны кадровые офицеры? Во всяком случае, это началось не вчера, а продолжается второе десятилетие. За период с 1991 года по настоящее время только в открыто доступных источниках информации удалось насчитать 17 высших военных учебных заведений плюс еще два, по которым принято решение о расформировании. Пик закрытия училищ пришлся на 1999 год. Но «реформирование» продолжается до сих пор. Например, принято решение о ликвидации Ульяновского высшего военного училища связи, на грани ликвидации Челябинское высшее военное танковое командное училище. После его закрытия в огромной стране останется только одно учебное заведение, готовящее офицеров-танкистов. Из 80 выпускников-лейтенантов половина увольняется на первом-втором году службы. Вот и получается, что лишь примерно 40 человек на всю страну приходят на смену увольняющимся в запас. Горькая ирония сквозит в словах выпускников Саратовского ракетного училища: «В 2003 г. в результате очередного всплеска реформаторского зуда училище было расформировано за ненадобностью офицеров-ракетчиков и полным самоуничтожением внешних врагов Российской Федерации. Последний выпуск офицеров состоялся в 2003 году.
Единственным утешением этой «экономической целесообразности» остается только то, что пока ни одну территорию расформированных училищ не отдали под коммерческую застройку.
P.S. Так кому же выгодно закрытие военных училищ в России? Министерству обороны? Генеральному штабу? Верховному Главнокомандующему? Командующим родами войск? Командирам подразделений? Российской общественности? Или расползающемуся в сторону наших границ как дрожжевое тесто военно-политическому блоку НАТО? В любом случае, не желая кормить своих курсантов, Россия может оказаться перед обязанностью кормить чужих.
Комментарии:
Юрий Усынин, генерал-майор запаса, начальник СВВКИУ РВ с 1989 по 2000 г.
- К таким реформам военного образования, когда сокращается количество училищ, я отношусь очень негативно. Наш президент говорит, что мы должны исходить из экономических возможностей и целесообразности. В то же время могу честно сказать, что военных учебных заведений у нас не хватает, а тех, которые готовят ракетчиков, так и вовсе нет. Например, не готовят офицеров для тех новых комплексов, которые разрабатывают наши конструкторы.
Да, сейчас набирает курс офицеров-ракетчиков Михайловская Военная артиллерийская академия в Санкт-Петербурге. Но сколько времени понадобится им, для того чтобы набрать тот уровень подготовки и материально-технической базы, который был в Саратове это большой вопрос. Для того, чтобы набрать полную мощь школе требуется пять-восемь лет, как раз через такой срок наступит кризис смены поколений в ракетных войсках. То есть офицеры будут уходить в запас, а молодых им на смену приходить не будет. Трудности уже будут ощущаться примерно через два года.
К тому же особо подчеркну, что у нас в России не будет специалистов для новейших комплексов, поскольку ракетное училище - это не только материально-техническая база, но и профессорско-преподавательский состав. Этим Михайловская академия похвастаться не может, там всегда готовили артиллеристов, но не ракетчиков. Также повальное расформирование училищ в 90-х годах привело к тому, что практически не готовят специалистов для уникальных военных профессий: топографов, метеорологов, а также совсем не готовят артиллеристов-разведчиков.
Я считаю, что это временное явление, что наши руководители поймут ущербность такой тактики и создадут новые учебные заведения. Офицеры -штучный товар, их нельзя готовить как на конвейере. У каждого из них должна быть специализация.
Игорь Ткаченко, гвардии полковник, начальник ЦПАТ им. Ивана Кожедуба, ведущий АГВП «Русские Витязи».
- Реформой училищ я недоволен. Практически потеряна успешная система обучения. А ведь советская школа подготовки летчиков признана лучшей в мире. Я считаю, что навязываемая нам западная система обучения России не подходит. Каждое училище должно готовить по специальности, что касается авиации, то отдельно летчики-истребители, транспортники, вертолетчики, летчики дальней авиации.
Что касается нехватки кадров, то в ВВС она ощущается уже сейчас. Дальше будет только сложнее. В России должно быть минимум три летных военных училища, которые охватили бы все специализации в авиации. Это одно училище по подготовке истребителей-перехватчиков, одно – вертолетчиков и транспортников, одно – летчиков дальней авиации.
А вообще об этих проблемах надо было начинать говорить еще лет двадцать назад. Отсутствие боеспособной армии может привести к потере суверенитета.
Было опубликовано в 2008 году в газете "Время".