Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
Вчера знаменитой пилотажной группе "Русские витязи" исполнилось 20 лет. Для человека это уже приличный возраст, когда наступает взрослая жизнь, а для пилотажной группы это возраст немалый. За эти годы произошло многое. Серьезная авария трех истребителей во Вьетнаме, когда группа потеряла четверых летчиков, тогда группа почти прекратила свое существование, но они нашли в себе силы подняться и снова летать, расцвечивая небо своими самолетами. второй серьезный удар произошел в 2009 году, когда группа готовилась к МАКСу. Столкновение двух истребителей и гибель Командира. Да-да именно так, с большой буквы.
история и фотографииРусские витязи... Russian Knights... Это словосочетание заставляет затаить дыхание и быстрее биться сердце. В какой момент эти два слова стали меньше ассоциироваться со средневековыми воинами Киевской Руси и стали вызывать в памяти образ стремительного Су-27? Не знаю, но мало кто не знает пилотажную группу российских ВВС. Помню на старом сайте Витязей была книга отзывов. Ну или гостевая, кому как удобнее, так там восторженные и благодарные отклики российских граждан, перемежались целыми тирадами иностранцев и слово Excellent звучало в каждом посте, в каждой строчке. Забывая о том, что такое приглашение русских пилотажных групп на зарубежные фестивали, сколько приходится оформить бумаг и согласовать решений, люди просили, приглашали: Прилетайте к нам опять!
"В мае 1987 г. на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра (в то время - 237-го смешанного авиаполка) поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к выполнению тренировочных полетов в составе пары, тройки, а затем и четверки в строю "ромб". Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым - Александр Дятлов, правым - Иван Кирсанов, хвостовым ведомым - Владимир Букин. Удерживать Су-27 в плотном строю четвёрки при маневрировании группы оказалось намного сложнее, чем, например, МиГ-29. Причин тому несколько: большие размеры, масса, а значит и инертность самолета; особенности работы электродистанционной системы управления и, как ни странно, его великолепная аэродинамика Су-27. Сложностей на пути освоения группового пилотажа на Су-27 у пилотов встретилось немало, однако огромное желание сделать на Су-27 пилотаж, ранее демонстрируемый на Кубинке на МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 помогло преодолеть все трудности!
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341047.jpg)
Подготовка к параду Победы 2008 год
В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий - Владимир Басов, левый ведомый - Александр Дятлов, правый - Сергей Ганичев, хвостовой - Владимир Букин, левый внешний - Владимир Баженов, правый внешний - Александр Личкун. Группе предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов".
Как мне рассказывал Игорь Ткаченко, о названии спорили долго. Почти до хрипоты пока один из летчиков не сказал тихо "Витязи". Название понравилось и прижилось, правда не сразу.
"Днем рожденья "Русских Витязей" стало 5 апреля 1991 г. В сентябре 1991 г. состояля визит группы в Великобританию, где Русские Витязи прошли строем над резиденцией Королевы-матери в Шотландии. За ним последовали показы в других странах, на разных континентах. Состоялось два визита в США, визиты в Канаду и многие Европейские страны. Ведущим группы стал Владимир Баженов. В строй встали молодые пилотажники: Николай Гречанв, Владимир Ковальский, Николай Кордюков, Александр Зайцев. Везде выступления "Русских Витязей" вызывали аплодисменты зрителей".
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341052.jpg)
Руление на взлет. За штурвалом Игорь Ткаченко
"При заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань 12 декабря 1995 г для дозаправки топливом из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя "Русских Витязей". Погибли четыре летчика "Русских Витязей" - гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших "Русских Витязей" открыт памятник".
На одном из разбившихся самолетов должен был лететь Игорь Ткаченко, но в последний момент его пересадили в транспортник. Командование посчитало, что солист группы устал от интенсивной работы на авиасалоне и должен отдохнуть. Это спасло ему жизнь.
"Вновь слетанный ромб в составе Александра Личкуна, Владимира Ковальского, Сергея Климова и Владимира Букина на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 г. на гидроавиасалоне "Геленджик-96". В 1997 году была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым - Иван Кирсанов. В июне 1997 г. "Витязи" впервые после полуторагодового перерыва демонстрировали свое мастерство за границей.
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341486.jpg)
синхронный взлет пары Витязей
Путь "Русских Витязей" лежал в Австрийский город Цельтвег, а затем в столицу Словакии - Братиславу. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка "Нормандия-Неман". Во время празднования 850-летия Москвы "Русские Витязи" в ночном небе столицы открывали лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра.
В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне "Чжухай-98" КНР. "Витязи" выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.
В 1999-2000 г.г. выполнялись многочисленные показы в городах России, и в конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся всоставе шести самолетов Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец.
В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001 г. В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко. В этот период времени в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал "новый" ромб, в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов, которые 10 декабря выполнили первый показ над Кубинкой делегации США, а с программой одиночного пилотажа летал начальник центра А. Омельченко.
На гидроавиасалоне "Геленджик-2002" выступала пара (И. Ткаченко, Д. Хачковский) с комплексом синхронного и встречного пилотажа.
В апреле 2003 года А. Омельченко, И. Ткаченко, Д. Хачковский, И. Шпак и О. Ряполов выполнили практическое переучивание на самолет Су-35.
К 65-летию образования 237 гв.ЦПАТ в марте 2003 года четверка "Русских Витязей" совместно с пилотажной группой "Стрижи" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в день Независимости России "десятка" прошла над Красной площадью. Состав 10-ки: 1. Н.Дятел 2. Г.Авраменко 3. М.Логинов 4. В. Селютин 5. В.Шмигельский 6. И.Соколов 7. И.Шпак 8. И.Ткаченко 9. Д.Хачковский 10. О.Ряполов. После этого "ромб" "Витязей" успешно выступил на первом международном военно-морском салоне в городе Санкт-Петербург. В августе не МАКС-2003 пилотажная группа "Русские Витязи" вновь выступила в составе шести самолетов, в состав которой внешними ведомыми вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий - Игорь Ткаченко. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали выступления на различных авиашоу, в том числе и Фестиваль пилотажных групп в Жуковском, "Асы второй мировой войны" в Монино, гидроавиасалон в Геленджике.
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341492.jpg)
Знаменитый бриллиант Кубинки
В январе 2005 года впервые группа выполнила визит на Аравийский полуостров в Объединенные Арабские Эмираты на авиашоу "Аль Эйн-2005".
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, "Русские Витязи" совместно со "Стрижами" в составе девяти самолетов выполнили историчемкий пролет над Красной площадью.
А спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр г. Дудинка, где успешно был выполнен воздушный показ впервые за полярным кругом.
Так же в течение лета группа продемонстрировала полеты в городах Санкт-Петербург, Казань, а в городах Череповец и Вологда были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки.
В августе группа принимала участие в авиашоу "Асы второй мировой войны", а также была традиционным участником авиасалона МАКС-2005.
Осенью путь группы снова лежал в Заполярье на полуостров Ямал г. Салехард, после этого в честь 85-летия 929 ГЛИЦ в Ахтубинск, где мастерство летчиков оценивали настоящие профессионалы - летчики-испытатели.
В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе Аравийской пустыни группа, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества самолета Су-27, заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах. Летчики были награждены золотыми медалями FAI. "Витязи" выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке "Клин", такие как двойной боевой разворот, "ухо" и "бочка".
В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китайскую Народную Республику, где "Русские Витязи" открывали год России в Китае и участвовали в международном авиакосмическом салоне "Чжухай-2006".
Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью 9 мая 2007 г. был выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой "Стрижи" в составе девяти самолетов.
5 апреля 2006 года АГВП "Русские Витязи" отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме.
В конце апреля теплотой и радушием братская Беларусь встречала "Витязей" на юбилее авиабазы в городе Барновичи.
Также в этом году были выполнены воздушные показы в г. Хабаровск и на гидроавиасалоне в Геленджике, где на открытии салона группа летала в составе 6 самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.
Далее проходили показательные вступления в г. Ростов на Дону, Пушкин, Санкт-Петербург (Военно-морской салон), Монино (95-летие ВВС РФ), Ханты-Мансийск и Сургут.
Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная "бочка" в составе 9 боевых самолетов. Состав "Кубинского бриллианта" с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали: 1. И.Ткаченко 2. Н.Дятел 3. И.Соколов 4. И.Шпак 5. О.Ерофеев 6. А.Алексеев 7. Г.Авраменко 8. В.Селютин 9. О.Ряполов".
![](http://synews.ru/uploads/posts/2009-08/1250509405_su27avaria.jpg)
встречный пилотаж
16 августа 2009 года по истине черный день в истории "Русских Витязей". Во время тренировочных полетов в Жуковском потерпели катастрофу два самолета Су-27, они столкнулись в воздухе и камнем и в неуправляемом падении устремились к земле. Один из истребителей рухнул в районе дачного поселка у деревни Белозериха в Раменском районе Подмосковья, второй — в районе деревни Тяжино. В результате происшествия погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» и центра показа авиатехники ВВС России Игорь Ткаченко, сообщил Infox.ru источник в ВВС России. Двое пилотов — штурман Игорь Куриленко и командир звена Виталий Мельник выжили. У одного из них перелом позвоночника. Второй, по предварительным данным, не пострадал.
![](http://www.strizhi.ru/attachments/2006060301_ASS24.jpg)
на переднем плане Игорь Ткаченко
Чуть позже пришло сообщение, что в авиакатастрофе погиб юный курсант. Какое он имел отношение к группе? Это был сын одного из Витязей, Дмитрия Хачковского, Антон Хачковский. Это был поистине черный день в жизни группы. Но они нашли в себе силы вновь подняться в воздух и выполнять пилотаж. С круглой датой вас, ребята! Чистого неба и чтобы количество посадок всегда равнялось количеству взлетов!
![](http://nekroblog.ru/data/media/1/__10.jpg)
Игорь Ткаченко
по материалам официального сайта "Русских Витязей" и собственным воспоминаниям
история и фотографииРусские витязи... Russian Knights... Это словосочетание заставляет затаить дыхание и быстрее биться сердце. В какой момент эти два слова стали меньше ассоциироваться со средневековыми воинами Киевской Руси и стали вызывать в памяти образ стремительного Су-27? Не знаю, но мало кто не знает пилотажную группу российских ВВС. Помню на старом сайте Витязей была книга отзывов. Ну или гостевая, кому как удобнее, так там восторженные и благодарные отклики российских граждан, перемежались целыми тирадами иностранцев и слово Excellent звучало в каждом посте, в каждой строчке. Забывая о том, что такое приглашение русских пилотажных групп на зарубежные фестивали, сколько приходится оформить бумаг и согласовать решений, люди просили, приглашали: Прилетайте к нам опять!
"В мае 1987 г. на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра (в то время - 237-го смешанного авиаполка) поступили истребители Су-27. Опытные летчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к выполнению тренировочных полетов в составе пары, тройки, а затем и четверки в строю "ромб". Ведущим первого ромба стал Анатолий Арестов, левым ведомым - Александр Дятлов, правым - Иван Кирсанов, хвостовым ведомым - Владимир Букин. Удерживать Су-27 в плотном строю четвёрки при маневрировании группы оказалось намного сложнее, чем, например, МиГ-29. Причин тому несколько: большие размеры, масса, а значит и инертность самолета; особенности работы электродистанционной системы управления и, как ни странно, его великолепная аэродинамика Су-27. Сложностей на пути освоения группового пилотажа на Су-27 у пилотов встретилось немало, однако огромное желание сделать на Су-27 пилотаж, ранее демонстрируемый на Кубинке на МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 помогло преодолеть все трудности!
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341047.jpg)
Подготовка к параду Победы 2008 год
В начале 1991 г. был окончательно сформирован состав пилотажной группы из шести самолетов: ведущий - Владимир Басов, левый ведомый - Александр Дятлов, правый - Сергей Ганичев, хвостовой - Владимир Букин, левый внешний - Владимир Баженов, правый внешний - Александр Личкун. Группе предстоял первый зарубежный визит в Великобританию. Было принято решение дать новому подразделению яркое название, придумать эмблему, пошить комбинезоны, разработать окраску самолетов".
Как мне рассказывал Игорь Ткаченко, о названии спорили долго. Почти до хрипоты пока один из летчиков не сказал тихо "Витязи". Название понравилось и прижилось, правда не сразу.
"Днем рожденья "Русских Витязей" стало 5 апреля 1991 г. В сентябре 1991 г. состояля визит группы в Великобританию, где Русские Витязи прошли строем над резиденцией Королевы-матери в Шотландии. За ним последовали показы в других странах, на разных континентах. Состоялось два визита в США, визиты в Канаду и многие Европейские страны. Ведущим группы стал Владимир Баженов. В строй встали молодые пилотажники: Николай Гречанв, Владимир Ковальский, Николай Кордюков, Александр Зайцев. Везде выступления "Русских Витязей" вызывали аплодисменты зрителей".
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341052.jpg)
Руление на взлет. За штурвалом Игорь Ткаченко
"При заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань 12 декабря 1995 г для дозаправки топливом из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя "Русских Витязей". Погибли четыре летчика "Русских Витязей" - гвардии полковник Борис Григорьев, гвардии подполковники Николай Гречанов, Николай Кордюков и Александр Сыровой. Пилотов похоронили на кладбище села Никольское вблизи Кубинки. В октябре 1996 г. на могиле погибших "Русских Витязей" открыт памятник".
На одном из разбившихся самолетов должен был лететь Игорь Ткаченко, но в последний момент его пересадили в транспортник. Командование посчитало, что солист группы устал от интенсивной работы на авиасалоне и должен отдохнуть. Это спасло ему жизнь.
"Вновь слетанный ромб в составе Александра Личкуна, Владимира Ковальского, Сергея Климова и Владимира Букина на четверке Су-27 в новой яркой окраске впервые публично показал групповой пилотаж в сентябре 1996 г. на гидроавиасалоне "Геленджик-96". В 1997 году была поднята шестерка. Левым внешним ведомым стал Игорь Ткаченко, правым - Иван Кирсанов. В июне 1997 г. "Витязи" впервые после полуторагодового перерыва демонстрировали свое мастерство за границей.
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341486.jpg)
синхронный взлет пары Витязей
Путь "Русских Витязей" лежал в Австрийский город Цельтвег, а затем в столицу Словакии - Братиславу. В сентябре 1997 года группа посетила с дружественным визитом Францию, где принимала участие в праздновании 55-летия полка "Нормандия-Неман". Во время празднования 850-летия Москвы "Русские Витязи" в ночном небе столицы открывали лазерное шоу Жана-Мишеля Жарра.
В ноябре 1998 года группа приняла участие в авиасалоне "Чжухай-98" КНР. "Витязи" выступали в составе пяти самолетов, которые пилотировали Александр Личкун, Владимир Ковальский, Сергей Климов, Игорь Ткаченко и Иван Кирсанов. Навигационные задачи при полете по международным воздушным трассам решал старший штурман 237 ЦПАТ полковник Сергей Фомин.
В 1999-2000 г.г. выполнялись многочисленные показы в городах России, и в конце 2000 года состоялся повторный визит в Китай. Пилотаж в этот период выполнялся всоставе шести самолетов Су-27. На места крайних ведомых в состав группы вошли Виктор Ашмянский и Дмитрий Хачковский. С комплексом одиночного пилотажа выступали Игорь Ткаченко и Эдуард Жуковец.
В начале 2001 года группу возглавил Сергей Климов. Ведомая им пятерка выступала на различных авиашоу, в том числе на МАКС-2001 г. В мае 2002 года тяжелая болезнь унесла жизнь прекрасного человека и командира Сергея Николаевича Климова. Группу возглавил Игорь Ткаченко. В этот период времени в группе осталось только трое подготовленных летчиков: Иван Кирсанов, Игорь Ткаченко и Дмитрий Хачковский. Усилиями этих пилотов уже к концу года летал "новый" ромб, в состав которого вошли Игорь Шпак и Олег Ряполов, которые 10 декабря выполнили первый показ над Кубинкой делегации США, а с программой одиночного пилотажа летал начальник центра А. Омельченко.
На гидроавиасалоне "Геленджик-2002" выступала пара (И. Ткаченко, Д. Хачковский) с комплексом синхронного и встречного пилотажа.
В апреле 2003 года А. Омельченко, И. Ткаченко, Д. Хачковский, И. Шпак и О. Ряполов выполнили практическое переучивание на самолет Су-35.
К 65-летию образования 237 гв.ЦПАТ в марте 2003 года четверка "Русских Витязей" совместно с пилотажной группой "Стрижи" выполнила полет в едином строю в составе десяти самолетов. 12 июня 2003 года в день Независимости России "десятка" прошла над Красной площадью. Состав 10-ки: 1. Н.Дятел 2. Г.Авраменко 3. М.Логинов 4. В. Селютин 5. В.Шмигельский 6. И.Соколов 7. И.Шпак 8. И.Ткаченко 9. Д.Хачковский 10. О.Ряполов. После этого "ромб" "Витязей" успешно выступил на первом международном военно-морском салоне в городе Санкт-Петербург. В августе не МАКС-2003 пилотажная группа "Русские Витязи" вновь выступила в составе шести самолетов, в состав которой внешними ведомыми вошли Олег Ерофеев и Андрей Алексеев.
В 2004 году в комплекс показов был включен совместный полет пилотажных групп "Русские Витязи" и "Стрижи" в составе девяти самолетов (5 Су-27 и 4 МиГ-29) в строю "ромб" с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа, ведущий - Игорь Ткаченко. Этот факт является мировым рекордом в истории авиации. Далее следовали выступления на различных авиашоу, в том числе и Фестиваль пилотажных групп в Жуковском, "Асы второй мировой войны" в Монино, гидроавиасалон в Геленджике.
![](http://sarinaf.users.photofile.ru/photo/sarinaf/3650921/xlarge/81341492.jpg)
Знаменитый бриллиант Кубинки
В январе 2005 года впервые группа выполнила визит на Аравийский полуостров в Объединенные Арабские Эмираты на авиашоу "Аль Эйн-2005".
9 мая 2005 года, в ознаменование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, "Русские Витязи" совместно со "Стрижами" в составе девяти самолетов выполнили историчемкий пролет над Красной площадью.
А спустя несколько дней группа перебазировалась на полуостров Таймыр г. Дудинка, где успешно был выполнен воздушный показ впервые за полярным кругом.
Так же в течение лета группа продемонстрировала полеты в городах Санкт-Петербург, Казань, а в городах Череповец и Вологда были выполнены показы на расстоянии 800 километров от аэродрома базирования без посадки.
В августе группа принимала участие в авиашоу "Асы второй мировой войны", а также была традиционным участником авиасалона МАКС-2005.
Осенью путь группы снова лежал в Заполярье на полуостров Ямал г. Салехард, после этого в честь 85-летия 929 ГЛИЦ в Ахтубинск, где мастерство летчиков оценивали настоящие профессионалы - летчики-испытатели.
В начале 2006 года состоялся визит в ОАЭ, где в небе Аравийской пустыни группа, с честью продемонстрировав летное мастерство и высочайшие качества самолета Су-27, заняла первое место в классе группового пилотажа на реактивных самолетах. Летчики были награждены золотыми медалями FAI. "Витязи" выступили с новой программой, в которую вошли групповые вращения вокруг продольной оси в пилотажном порядке "Клин", такие как двойной боевой разворот, "ухо" и "бочка".
В этом же году в марте и ноябре состоялись визиты в Китайскую Народную Республику, где "Русские Витязи" открывали год России в Китае и участвовали в международном авиакосмическом салоне "Чжухай-2006".
Продолжая славные традиции воздушных парадов над Красной Площадью 9 мая 2007 г. был выполнен пролет в совместном строю с пилотажной группой "Стрижи" в составе девяти самолетов.
5 апреля 2006 года АГВП "Русские Витязи" отметила свое 15-летие грандиозным воздушным показом на родном аэродроме.
В конце апреля теплотой и радушием братская Беларусь встречала "Витязей" на юбилее авиабазы в городе Барновичи.
Также в этом году были выполнены воздушные показы в г. Хабаровск и на гидроавиасалоне в Геленджике, где на открытии салона группа летала в составе 6 самолетов. Левым внешним ведомым был подготовлен Виталий Мельник.
Далее проходили показательные вступления в г. Ростов на Дону, Пушкин, Санкт-Петербург (Военно-морской салон), Монино (95-летие ВВС РФ), Ханты-Мансийск и Сургут.
Знаменательным для пилотажников был МАКС-2007. Впервые в истории мировой авиации была выполнена горизонтальная "бочка" в составе 9 боевых самолетов. Состав "Кубинского бриллианта" с 2004 года оставался постоянным. Самолеты пилотировали: 1. И.Ткаченко 2. Н.Дятел 3. И.Соколов 4. И.Шпак 5. О.Ерофеев 6. А.Алексеев 7. Г.Авраменко 8. В.Селютин 9. О.Ряполов".
![](http://synews.ru/uploads/posts/2009-08/1250509405_su27avaria.jpg)
встречный пилотаж
16 августа 2009 года по истине черный день в истории "Русских Витязей". Во время тренировочных полетов в Жуковском потерпели катастрофу два самолета Су-27, они столкнулись в воздухе и камнем и в неуправляемом падении устремились к земле. Один из истребителей рухнул в районе дачного поселка у деревни Белозериха в Раменском районе Подмосковья, второй — в районе деревни Тяжино. В результате происшествия погиб командир пилотажной группы «Русские витязи» и центра показа авиатехники ВВС России Игорь Ткаченко, сообщил Infox.ru источник в ВВС России. Двое пилотов — штурман Игорь Куриленко и командир звена Виталий Мельник выжили. У одного из них перелом позвоночника. Второй, по предварительным данным, не пострадал.
![](http://www.strizhi.ru/attachments/2006060301_ASS24.jpg)
на переднем плане Игорь Ткаченко
Чуть позже пришло сообщение, что в авиакатастрофе погиб юный курсант. Какое он имел отношение к группе? Это был сын одного из Витязей, Дмитрия Хачковского, Антон Хачковский. Это был поистине черный день в жизни группы. Но они нашли в себе силы вновь подняться в воздух и выполнять пилотаж. С круглой датой вас, ребята! Чистого неба и чтобы количество посадок всегда равнялось количеству взлетов!
![](http://nekroblog.ru/data/media/1/__10.jpg)
Игорь Ткаченко
по материалам официального сайта "Русских Витязей" и собственным воспоминаниям
@темы: Русские Витязи, авиация, армия