Редко, когда в историю женщина входит с такими эпитетами как герцогиня Маргарита. В памяти потомков она запечатлена как "самая уродливая женщина в истории", но нет ни одного прижизненного портрета Маргариты и нельзя судить о ее внешности с определенной точностью. Только на ее печати имеется изображение, которая показывает стройную высокую женщину, но черт лица не видно. Возможно, что причиной такой сомнительной славы стало ее прозвище: Маульташ - большеротая.
Маргарита была единственной дочерью Генриха Хорутанского, короля Чехии (1307—1310), герцога Каринтии и графа Тироля (1310—1335), и Адельгейды Брауншвейг-Грюбенхаген. В 1329/1330 одиннадцатилетняя Маргарита была выдана замуж за семилетнего Иоганна Генриха, младшего сына чешского короля Яна Люксембургского и будущего маркграфа Моравии.
После смерти своего отца в 1335 г. Маргарита осталась последним представителем Горицко-Тирольской династии. В соответствии с договором, заключённым в 1282 гг. между Габсбургами и Горицко-Тирольским домом, в случае прекращения мужеский линии последнего его владения должны были перейти к Габсбургам. Австрийский герцог Альбрехт II тотчас оккупировал Каринтию и Крайну, и все-таки в Тироле столкнулся с сопротивлением соседней Баварии, ещё претендующей на наследие Генриха Хорутанского. Согласно австро-баварскому договору 1335 г. Каринтия и Южный Тироль отходили к Австрии, а северный Тироль — к Баварии. Но супротив раздела своей страны выступили сами тирольцы. Вспыхнуло восстание с требованием восстановления на престоле законной наследницы. Австрийцы и баварцы были вынуждены оставить страну и признать Маргариту правительницей Тироля.
Молодая графиня нашла поддержку как у местной аристократии, так и у ландтага Тироля, тот, что как раз в это время начал усиливать своё воздействие на политику, превращая Тироль в сословную монархию.
В 1341 г. при поддержке дворянства Маргарита изгнала из Тироля своего мужа Иоганна Генриха и вышла замуж за Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга и старшего сына императора Свяшенной Римской империи Людвига Баварского. Развод с первым мужем, и все-таки, к этому моменту ещё не был утверждён церковью, что вызвало негодование папы римского. Маргарита и её супруг были отлучены от церкви.
Скандальный брак тирольской графини стал обширно известен в Европе. Уильям Оккам и Марсилий Падуанский выступили в защиту Маргариты и её первого в истории средних веков «светского брака». С прочий стороны, папа Климент VI, находящийся в жёстком противостоянии с императором Людвигом Баварским, воспользовался этим инцидентом для того, чтобы опорочить своего противника и его семью и ослабить позиции императора в Европе. В церковной пропаганде Маргарита получила прозвание «Маульташ» (нем. Maultasch), в буквальном переводе «рот-кошелёк», что, по-видимому, должно было сформировать ощущение о графине как уродливой шлюхе. Спустя без малого два столетия фламандский художник Квентин Массейс написал сатирический портрет Маргариты, обыгрывая ставшей притчей во языцех её уродливость. Однако сколь отвратительной в реальности была наружность графини судить по этим фактам невозможно: на другом портрете XVI века она изображена довольно нейтрально.
В 1347 г. супруг Маргариты стал герцогом Баварии. Это грубо увеличило баварское воздействие в Тироле и создало предпосылки для дальнейшего объединения государств. Людвиг V, при всем при том, не желал конфликта с Габсбургами и возродил мирные отношения с Австрией. При поддержке Габсбургов он в 1359 г. добился отмены отлучения Маргариты от церкви. В 1361 г. Людвиг V скончался и соправителем Маргариты в Тироле стал их сынуля Мейнхард III.
В 1360-ых гг. давление со стороны Габсбургов на Маргариту Тирольскую усилилось. Австрийский герцог Рудольф IV, обойдённый императором Карлом IV в его Золотой булле 1356 г., вёл активную кампанию за усиление влияния Австрии в Европе и расширение её территории. Тироль был для него важнейшим регионом, обеспечивающим связь между обширными владениями Габсбургов в Подунавье и их наследственными землями в Швабии. В 1363 г. вдруг скончался Мейнхард III и графиня Маргарита, уступив австрийскому давлению, передала свои владения Рудольфу IV Габсбургу. Бавария пыталась воспрепятствовать установлению австрийской власти над Тиролем и вторглась на территорию графства, при всем при том фарт сопутствовал Габсбургам, которые в 1364 г. расколотили баварцев. В 1369 г. Бавария официально отказалась от своих претензий, получив за это огромную денежную компенсацию. Таким образом Тироль потерял независимость и был включён в состав Австрийской монархии.
Остаток жизни Маргарита провела при австрийском дворе и в 1369 г. в возрасте пятидесяти одного года скончалась в Вене. Согласно действующим в Германии правилам наследования, её права должны были перейти Фредерику III, королю Сицилии и сыну двоюродной сестры Маргариты. Однако сицилийский король не имел ни возможности, ни желания конфликтовать с Габсбургами, и Тироль насовсем остался во владении Австрии.
Образ «самой уродливой женщины в истории» не мог не найти своего отражения в искусстве. В 1816 г. Якоб Гримм, единственный из братьев Гримм, собрал легенды о Маргарите Тирольской, опубликовав их в сборнике «Немецкие саги». Портрет «Уродливой герцогини» работы Квентина Массейса, зачастую рассматриваемый как карикатура на Маргариту Тирольскую, вдохновил Джона Тенниела на создание образа Герцогини в его знаменитых иллюстрациях к книге Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». В 1923 г. Лион Фейхтвангер посвятил Маргарите свой основополагающий роман — «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ".
использована биография с сайта персоны
несколько картинок
@темы:
исторические заметки
Но сама дама мне нравится.
И прозвище ее нисколько не угнетало)