Сами понимаете, насколько надо быть выпемши подготовленным, чтобы на бомбардировщике напасть на истребитель.(с) Я мир лишающий покоя, влюбись в меня, если осмелишься!
95 лет назад, 1 мая 1922 года, в Москве в семье рабочего родился выдающийся русский советский лётчик-истребитель, ас со счётом 41 сбитый самолёт противника лично и 1 в группе, прототип "Маэстро" и "Кузнечика" из фильма "В бой идут одни "старики"", Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков
После окончания средней школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района в 1940 году зачисляется в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где его однокашниками были 59 Героев Советского Союза, среди них Кожедуб, Лавриненков, Боровых, Лихолетов, Кустов, Шишкань и другие. Чугуевскую авиашколу Попков оканчивает в 1941 году.
Попков служит лётчиком-инструктором, в 1942 году оканчивает Батайскую военную авиационную школу пилотов и в мае, когда положение на фронте осложняется, после 6-го рапорта направляется в действующую армию, в славный 5-й гвардейский истребительный авиационный полк (207-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия) на Юго-Западном фронте.
![](https://cs540108.userapi.com/c625426/v625426805/30e31/YzCL1ARoYFg.jpg)
Свою первую победу в огненном небе Виталий Иванович запомнил навсегда. Это случилось в начале июня 1942 года в окрестностях города Холм - на истребителе ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Вспоминает сам В. И. Попков: "Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним июньским утром над аэродромом внезапно появляются 2 "Дорнье" и 2 Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу?
В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил?!" В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали!" Рубанул я правду-матку. Утро-то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл..."
Молодой лётчик быстро "вписался" в коллектив. Он рвался в бой, но отсутствие боевого опыта не могло, в полной мере, компенсироваться даже яростным стремлением уничтожать врага. Неумение разгадать вражеские уловки, а значит, избрать наилучший тактический приём порой оканчивалось самыми плачевными результатами. Постепенно, в напряжённых воздушных схватках, он набирался мастерства. Росло и число его побед. Через несколько дней в бою "6 против 30" ему удалось уничтожить ещё один бомбардировщик. В боях под Ржевом, в августе 1942 года, Виталий сбил 5 самолётов. В одной из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.
Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел поймать в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва, и тут же ясно, как на картинке, увидел другой "Мессершмитт-109", аккуратно пристраивающийся в хвост машины его ведущего гвардии майора В. Ефремова. Резко сманеврировав, так, что сквозь надсадный рёв мотора, казалось, был слышен жуткий хруст перегруженных лонжеронов, Попков бросил свой "ЛаГГ" между "худым" и самолётом командира... Несколько снарядов потрясли его машину, из-под капота показался голубоватый огонь, сменившийся растущим жёлтым пламенем... Секунды - и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо... Уже теряя сознание, лётчик перевернул самолёт и вывалился из кабины...
Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал Виталий, в Москве было бы одним памятником меньше.
В конце августа, по словам самого Виталия Ивановича, им был сбит один из известнейших немецких асов:
"Под Сталинградом 26 августа 1942 года я выиграл воздушный поединок у Германа Графа (9-й ас Люфтваффе, 212 заявленных побед). Порядочный лётчик. После того как его сбил, он провёл несколько лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом, значительно позже даже баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что "по честному", в "рыцарских поединках", он не сбил бы и десятой доли того, что есть на его счету..."
Весной 1943 года Попков, одним из первых в полку, освоил новый истребитель Ла-5. В июле 1943 года, в период боёв под Харьковом, одержал свою 25 победу. Пилотом оказался ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, жёлтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под Харьковом. Недаром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны среди большинства лётчиков.
К августу 1943 года, когда позади остались бои на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника.
В боевой характеристике Попкова говорилось:
"Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток.
Первую правительственную награду, орден Ленина, получил 28.08.1942 года за 1 сбитый самолёт противника. Вторую награду - орден Отечественной войны 1-й степени - получил 23.05.1943 года за 4 сбитых самолёта противника. Третью награду - орден Красного Знамени - получил 30.07.1943 года за 5 сбитых самолётов противника. Четвертую награду - орден Александра Невского - получил 17.08.1943 года за 14 сбитых самолётов противника.
Тов. Попков все задания в качестве ведущего выполняет грамотно, умело командует группой по радио в воздушном бою и при штурмовках. Своими действиями наносит большой урон противнику".
8 сентября 1943 года, в дни сражения за Донбасс, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В каких только переделках не довелось побывать Виталию! Тяжёлые бои пришлось вести нашим лётчикам под Орлом и Белгородом в дни беспримерного сражения на Курской дуге.
Однажды Виталий Попков в кабине своего Ла-5 нёс боевое дежурство. Рядом самолёты боевых друзей - Василия Семёнова, Анатолия Белякова, Алексея Долгова, Владимира Игнатьева. Обстановка напряжённая, всё внимание лётчиков обращено к небу, где каждую минуту может появиться противник. С командного пункта взвивается сигнальная ракета. Радио дублирует: "Взлёт дежурной восьмёрке!"
Пока стремительные "Лавочкины один за другим взмывали в высоту, к границам аэродрома уже приблизилась большая группа фашистских самолётов: 9 бомбардировщиков и 18 истребителей. Бомбовозы шли острым клином, истребители прикрывали их сверху несколькими ярусами.
Виталий первым бросается на противника. В прицеле - несколько маленьких крестообразных силуэтов. Они быстро растут, раздвигаются, и вот уже один фашистский самолёт в светящемся поле прицела. Чуть довернув свою машину, Попков жмёт на гашетки. Трасса пронизает цель, самолёт вспыхивает, перевернувшись, кометой несётся к земле...
Моментально отвалив в сторону, Попков ищет новую цель. Всё повторяется: стремительное сближение, чёрный крест в прицеле, огонь. Фашист валится на крыло, пытается восстановить горизонтальный полёт, но, получив, дополнительную порцию свинца, падает в отвесное пике, волоча за собой хвост дыма... Попков огляделся. Небо то тут, то там прорезалось пушечными и пулемётными трассами, на землю падали всё новые "Юнкерсы" и "Мессершмитты".
10 машин не досчитался противник после этого боя. Попков и Семёнов сбили по 2 вражеских самолёта, по одному записали на свой боевой счёт его товарищи: Беликов, Долгов, Игнатьев, Сивцов, Кучеренко и Глинкин.
Фашистская армада была рассеяна на подходе к аэродрому. Ошеломлённые дерзкой атакой советских лётчиков, противник побросал бомбы куда попало и еле-еле унёс ноги. По поводу этого боя командующий фронтом Р. Я. Малиновский издал специальный приказ, начинавшийся такими словами:
"В последние дни вражеская авиация пыталась несколько раз нанести удары по коммуникациям и аэродромам фронта. Все попытки нападения дорого обходятся фашистским стервятникам. Наши лётчики - истребители зорко несут воздушную вахту, смело атакуют и уничтожают воздушных бандитов, вгоняя их в землю".
В этом приказе всем участвовавшим в бою лётчикам объявлялась благодарность, а Попков и Семёнов, кроме того, были награждены именными часами.
В судьбе Попкова немало событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного подвига. Здесь и поединок 23 июля 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набирая преимущество, он провёл бой и сбил подряд 2 истребителя новой модификации - Ме-109G-2; и схватка подо Львовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым А. Пчёлкиным (387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы), уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмёрки немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 февраля 1945 года, где он сбил 2 Ju-87 и FW-190...
В боях на правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков увеличил личный боевой счёт до 30 сбитых вражеских самолётов.
5-й гвардейский авиационный истребительный полк прекрасно показал себя и в последующих операциях 1-го Украинского фронта - при прорыве обороны противника на Сандомирском плацдарме и в дальнейших наступательных действиях за Одером.
В Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов получили мощную авиационную поддержку. В ходе наступления самые разнообразные задачи возлагались на лётчиков-истребителей: они прикрывали наземные войска от ударов фашистской авиации, сопровождали штурмовиков и бомбардировщиков, блокировали вражеские аэродромы, прикрывали переправы через водные рубежи, перехватывали и уничтожали самолёты противника на подходе к переднему краю.
В среде фронтовых авиаторов Попкова называли по-разному: "рыцарем воздуха", "асом высшего класса", "неуловимым"... И в каждом из этих почётных прозвищ была дань мастерству, боевому азарту и бесстрашию, которые отличали этого замечательного бойца: он всегда был на острие атаки.
На боевом счету Попкова числилось наибольшее в полку количество сбитых вражеских самолётов. Он ни разу не возвратился из полёта "с пустыми руками". Если не случалось встреч в воздухе, снаряды посылались в наземного противника. Когда в штабе подсчитали, сколько фашистов уничтожил Попков на земле, получилась внушительная цифра.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, лично сбил 36 самолётов противника.
За то время, когда он командовал эскадрильей, его лётчики совершили 562 боевых вылета, сбили 27 вражеских самолётов. В эскадрилье выросло 10 Героев Советского Союза.
К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. 117 воздушных боёв провёл отважный лётчик, сбил лично 41 самолёт противника, последний 1 мая 1945 года - в небе Берлина. Сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный советский ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка. На его счету один воздушный таран.
Когда закончилась война, Виталию Попкову было всего 23 года. Но, несмотря на молодость, он был одним из прославленных асов, которых газеты военных лет называли воздушными снайперами. Лёгкий в общении и выдержанный, покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, Попков был образцовым боевым товарищем и другом. Он был желанным ведомым у сложившихся мастеров воздушного боя - В. Ефремова и И. Лавейкина, за ним, уже ставшим комэском, смело шли младшие лётчики. Заметим, младшие по должности, по воинской субординации, ибо до конца войны Попков оставался не только в полку, а во всей плеяде советских асов одним из самых молодых по возрасту.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 июня 1945 года Виталий Иванович Попков был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Он был участником Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.
После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, затем - командиром истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. В 1968 году ему присвоено звание генерал-лейтенант авиации. Освоил многие реактивные истребители, среди них все типы "МиГов" - от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой последний вылет совершил в 1979 году.
При написании сценария фильма "В бой идут одни "старики"" Леонид Быков использовал в том числе факты из биографии Виталия Попкова, лётчик стал одним из прототипов Титаренко ("Маэстро") и Александрова ("Кузнечика"), и поющая эскадрилья была в 5-м гиап.
Также Виталий Попков был одним из тех ветеранов, благодаря которым фильм вообще появился и вышел в прокат: Быкову противостояли чиновники, под разными предлогами пытавшиеся "завернуть" создание и выход фильма. Заступничество Героев Советского Союза сыграло значительную роль, зрители увидели замечательный фильм.
Ушёл из жизни генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков 6 февраля 2010 года, был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Источник
После окончания средней школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района в 1940 году зачисляется в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, где его однокашниками были 59 Героев Советского Союза, среди них Кожедуб, Лавриненков, Боровых, Лихолетов, Кустов, Шишкань и другие. Чугуевскую авиашколу Попков оканчивает в 1941 году.
Попков служит лётчиком-инструктором, в 1942 году оканчивает Батайскую военную авиационную школу пилотов и в мае, когда положение на фронте осложняется, после 6-го рапорта направляется в действующую армию, в славный 5-й гвардейский истребительный авиационный полк (207-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия) на Юго-Западном фронте.
![](https://cs540108.userapi.com/c625426/v625426805/30e31/YzCL1ARoYFg.jpg)
читать дальше
Его представление командирам было необычным. Добравшись на перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с понятным интересом забрался в ещё не виданный им ЛаГГ-3, откуда был извлечён часовым. Комэск Герой Советского Союза В. Ефремов отнёсся к восторженному новичку с пониманием и невзирая на крайнюю непритязательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды шинель невыясненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на подсменку. Предложение было с благодарностью принято, к огорчению наземных членов экипажа истребителя во главе с техником Д. Скородкиным, чья нагрузка возрастала отныне вдвое. Свою первую победу в огненном небе Виталий Иванович запомнил навсегда. Это случилось в начале июня 1942 года в окрестностях города Холм - на истребителе ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Вспоминает сам В. И. Попков: "Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним июньским утром над аэродромом внезапно появляются 2 "Дорнье" и 2 Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу?
В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил?!" В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали!" Рубанул я правду-матку. Утро-то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл..."
Молодой лётчик быстро "вписался" в коллектив. Он рвался в бой, но отсутствие боевого опыта не могло, в полной мере, компенсироваться даже яростным стремлением уничтожать врага. Неумение разгадать вражеские уловки, а значит, избрать наилучший тактический приём порой оканчивалось самыми плачевными результатами. Постепенно, в напряжённых воздушных схватках, он набирался мастерства. Росло и число его побед. Через несколько дней в бою "6 против 30" ему удалось уничтожить ещё один бомбардировщик. В боях под Ржевом, в августе 1942 года, Виталий сбил 5 самолётов. В одной из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.
Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел поймать в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва, и тут же ясно, как на картинке, увидел другой "Мессершмитт-109", аккуратно пристраивающийся в хвост машины его ведущего гвардии майора В. Ефремова. Резко сманеврировав, так, что сквозь надсадный рёв мотора, казалось, был слышен жуткий хруст перегруженных лонжеронов, Попков бросил свой "ЛаГГ" между "худым" и самолётом командира... Несколько снарядов потрясли его машину, из-под капота показался голубоватый огонь, сменившийся растущим жёлтым пламенем... Секунды - и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо... Уже теряя сознание, лётчик перевернул самолёт и вывалился из кабины...
Прогоревшее полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал Виталий, в Москве было бы одним памятником меньше.
В конце августа, по словам самого Виталия Ивановича, им был сбит один из известнейших немецких асов:
"Под Сталинградом 26 августа 1942 года я выиграл воздушный поединок у Германа Графа (9-й ас Люфтваффе, 212 заявленных побед). Порядочный лётчик. После того как его сбил, он провёл несколько лет в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом, значительно позже даже баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ. Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что "по честному", в "рыцарских поединках", он не сбил бы и десятой доли того, что есть на его счету..."
Весной 1943 года Попков, одним из первых в полку, освоил новый истребитель Ла-5. В июле 1943 года, в период боёв под Харьковом, одержал свою 25 победу. Пилотом оказался ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, жёлтые кончики крыльев, пиковый туз рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под Харьковом. Недаром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны среди большинства лётчиков.
К августу 1943 года, когда позади остались бои на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника.
В боевой характеристике Попкова говорилось:
"Тихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток.
Первую правительственную награду, орден Ленина, получил 28.08.1942 года за 1 сбитый самолёт противника. Вторую награду - орден Отечественной войны 1-й степени - получил 23.05.1943 года за 4 сбитых самолёта противника. Третью награду - орден Красного Знамени - получил 30.07.1943 года за 5 сбитых самолётов противника. Четвертую награду - орден Александра Невского - получил 17.08.1943 года за 14 сбитых самолётов противника.
Тов. Попков все задания в качестве ведущего выполняет грамотно, умело командует группой по радио в воздушном бою и при штурмовках. Своими действиями наносит большой урон противнику".
8 сентября 1943 года, в дни сражения за Донбасс, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В каких только переделках не довелось побывать Виталию! Тяжёлые бои пришлось вести нашим лётчикам под Орлом и Белгородом в дни беспримерного сражения на Курской дуге.
Однажды Виталий Попков в кабине своего Ла-5 нёс боевое дежурство. Рядом самолёты боевых друзей - Василия Семёнова, Анатолия Белякова, Алексея Долгова, Владимира Игнатьева. Обстановка напряжённая, всё внимание лётчиков обращено к небу, где каждую минуту может появиться противник. С командного пункта взвивается сигнальная ракета. Радио дублирует: "Взлёт дежурной восьмёрке!"
Пока стремительные "Лавочкины один за другим взмывали в высоту, к границам аэродрома уже приблизилась большая группа фашистских самолётов: 9 бомбардировщиков и 18 истребителей. Бомбовозы шли острым клином, истребители прикрывали их сверху несколькими ярусами.
Виталий первым бросается на противника. В прицеле - несколько маленьких крестообразных силуэтов. Они быстро растут, раздвигаются, и вот уже один фашистский самолёт в светящемся поле прицела. Чуть довернув свою машину, Попков жмёт на гашетки. Трасса пронизает цель, самолёт вспыхивает, перевернувшись, кометой несётся к земле...
Моментально отвалив в сторону, Попков ищет новую цель. Всё повторяется: стремительное сближение, чёрный крест в прицеле, огонь. Фашист валится на крыло, пытается восстановить горизонтальный полёт, но, получив, дополнительную порцию свинца, падает в отвесное пике, волоча за собой хвост дыма... Попков огляделся. Небо то тут, то там прорезалось пушечными и пулемётными трассами, на землю падали всё новые "Юнкерсы" и "Мессершмитты".
10 машин не досчитался противник после этого боя. Попков и Семёнов сбили по 2 вражеских самолёта, по одному записали на свой боевой счёт его товарищи: Беликов, Долгов, Игнатьев, Сивцов, Кучеренко и Глинкин.
Фашистская армада была рассеяна на подходе к аэродрому. Ошеломлённые дерзкой атакой советских лётчиков, противник побросал бомбы куда попало и еле-еле унёс ноги. По поводу этого боя командующий фронтом Р. Я. Малиновский издал специальный приказ, начинавшийся такими словами:
"В последние дни вражеская авиация пыталась несколько раз нанести удары по коммуникациям и аэродромам фронта. Все попытки нападения дорого обходятся фашистским стервятникам. Наши лётчики - истребители зорко несут воздушную вахту, смело атакуют и уничтожают воздушных бандитов, вгоняя их в землю".
В этом приказе всем участвовавшим в бою лётчикам объявлялась благодарность, а Попков и Семёнов, кроме того, были награждены именными часами.
В судьбе Попкова немало событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного подвига. Здесь и поединок 23 июля 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набирая преимущество, он провёл бой и сбил подряд 2 истребителя новой модификации - Ме-109G-2; и схватка подо Львовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым А. Пчёлкиным (387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы), уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмёрки немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 февраля 1945 года, где он сбил 2 Ju-87 и FW-190...
В боях на правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков увеличил личный боевой счёт до 30 сбитых вражеских самолётов.
5-й гвардейский авиационный истребительный полк прекрасно показал себя и в последующих операциях 1-го Украинского фронта - при прорыве обороны противника на Сандомирском плацдарме и в дальнейших наступательных действиях за Одером.
В Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов получили мощную авиационную поддержку. В ходе наступления самые разнообразные задачи возлагались на лётчиков-истребителей: они прикрывали наземные войска от ударов фашистской авиации, сопровождали штурмовиков и бомбардировщиков, блокировали вражеские аэродромы, прикрывали переправы через водные рубежи, перехватывали и уничтожали самолёты противника на подходе к переднему краю.
В среде фронтовых авиаторов Попкова называли по-разному: "рыцарем воздуха", "асом высшего класса", "неуловимым"... И в каждом из этих почётных прозвищ была дань мастерству, боевому азарту и бесстрашию, которые отличали этого замечательного бойца: он всегда был на острие атаки.
На боевом счету Попкова числилось наибольшее в полку количество сбитых вражеских самолётов. Он ни разу не возвратился из полёта "с пустыми руками". Если не случалось встреч в воздухе, снаряды посылались в наземного противника. Когда в штабе подсчитали, сколько фашистов уничтожил Попков на земле, получилась внушительная цифра.
К февралю 1945 года командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, лично сбил 36 самолётов противника.
За то время, когда он командовал эскадрильей, его лётчики совершили 562 боевых вылета, сбили 27 вражеских самолётов. В эскадрилье выросло 10 Героев Советского Союза.
К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. 117 воздушных боёв провёл отважный лётчик, сбил лично 41 самолёт противника, последний 1 мая 1945 года - в небе Берлина. Сражаясь в небе Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный советский ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка. На его счету один воздушный таран.
Когда закончилась война, Виталию Попкову было всего 23 года. Но, несмотря на молодость, он был одним из прославленных асов, которых газеты военных лет называли воздушными снайперами. Лёгкий в общении и выдержанный, покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, Попков был образцовым боевым товарищем и другом. Он был желанным ведомым у сложившихся мастеров воздушного боя - В. Ефремова и И. Лавейкина, за ним, уже ставшим комэском, смело шли младшие лётчики. Заметим, младшие по должности, по воинской субординации, ибо до конца войны Попков оставался не только в полку, а во всей плеяде советских асов одним из самых молодых по возрасту.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 июня 1945 года Виталий Иванович Попков был награждён второй медалью "Золотая Звезда". Он был участником Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.
После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, затем - командиром истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. В 1968 году ему присвоено звание генерал-лейтенант авиации. Освоил многие реактивные истребители, среди них все типы "МиГов" - от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой последний вылет совершил в 1979 году.
При написании сценария фильма "В бой идут одни "старики"" Леонид Быков использовал в том числе факты из биографии Виталия Попкова, лётчик стал одним из прототипов Титаренко ("Маэстро") и Александрова ("Кузнечика"), и поющая эскадрилья была в 5-м гиап.
Также Виталий Попков был одним из тех ветеранов, благодаря которым фильм вообще появился и вышел в прокат: Быкову противостояли чиновники, под разными предлогами пытавшиеся "завернуть" создание и выход фильма. Заступничество Героев Советского Союза сыграло значительную роль, зрители увидели замечательный фильм.
Ушёл из жизни генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков 6 февраля 2010 года, был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Источник
@темы: исторические заметки, авиация, Герои Советского Союза и России
Ушёл из жизни генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков 6 февраля 2010 года, был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Светлой памяти.